Давно хочу спросить об автосервисе как о бизнесе.
Выгодно ли иметь автосервис, в каком виде он наиболее эффективен?
Вообще, что это за формат:
- индивидуальный предприниматель (сам и м.б. помощники)?
- семейное предприятие?
- коммерческое предприятие?
- масштабируемый (сетевой) бизнес?
- «придаток» к шоу-руму (необходимое бремя)?
- что, в текущей ситуации развития рынка?
За счет чего он выгоден?
За счет постоянного потока клиентов и качества (стоимости) услуг?
За счет того, что можно разводить клиента на деньги?
Что «это», например, для владельцев твоего автосервиса – «хобби» (т.к. небольшая прибыль) или обычная компания (со средней доходностью по рынку вообще, не только автомобильному).
Хороший вопрос.
Ответ на него я прочел на одном американском автосервисном форуме и, в принципе, он совпадает с моим собственным мнением: это интересный бизнес, но он никогда не сделает тебя богатым. Что с точки зрения чистого бизнеса звучит как "это плохой бизнес".
Наиболее эффективен он в формате развода лохов на деньги, ибо возможности для этого разнообразны и бесконечны. Чем дальше усложняется техника и чем меньше автопотребитель в ней разбирается, тем проще вешать ему лапшу на уши. Например, значительная часть ремонтов заключается в устранении проблемы "ой, у меня какая-то лампочка на панели горит". Клиент даже не знает что это за лампочка, он не чувствует никаких иных симптомов, но он уже морально готов платить сотни за ремонт. Вынь лампочку, покажи клиенту любую загогулину из мусорного ведра и скажи "Сенсор положения регулятора фазы ЕСП накрылся" - и получи свои несколько сотен прибыли! Рискованно, но выгодно.
Менее эффективна, но зато и менее рискованна наиболее часто используемая схема, когда автосервис является придатком к шоуруму и складу запчастей. Тут прибыль идет на продаже машин (неважно каких) и деталей. На новой машине дилер зарабатывает несколько тысяч. Те же несколько тысяч делаются на продаже наполированного драндулета со скрученным пробегом (это более трудоемко, но зато не требует миллионных вложений в шоурум из стекла и бетона и в какие-то непонятные special tools, ценой в сотни тысяч, которые потом все равно валяются по углам никому не нужные). Наконец хорошие деньги делаются на запчастях, т.к. дилерская скидка на них большая, а с ценой клиент никогда не торгуется (в отличие от цены на работу). Сам по себе же автосервис при таком заведении является неизбежным злом: мастерская под боком позволяет продать больше запчастей "с установкой" и платить за ремонт продаваемых машин не по расценкам автосервиса, а по расценкам зарплат механиков. Впрочем, при удачном раскладе эти зарплаты отбиваются деньгами собранными с иногда заскакивающих клиентов с улицы.
Самая неэффективная схема, это оказывать услуги по ремонту "честно и качественно". Тут надо заметить, что с точки зрения клиента, если механик накрутил сверху на цену детали, которую он купил и привез - это "нечестно". Просит дополнительную оплату за работу сверх того, как было оценено (убил несколько часов на борьбу с закисшим болтом, понадобились дополнительные детали) - "нечестно". Сделал работу быстрее чем думал и оценил, но берет как за полное время - "нечестно". Понятие "качественно" тоже может быть оспорено. Вот я на днях осмотрел одну машинку, дал хозяйке отчет: машинка говно, вкладывать в нее надо немеряно. А другой (как она выразилась "настоящий механик") сказал, что вообще ничего делать не надо. Это при замерзшей воде в системе охлаждения и сморщенном и порванном воздушном фильтре. С точки зрения клиента, кто сделал работу качественнее???
При этом вложения в инструменты, оборудование, информацию - бесконечны. Всегда чего-то не хватит, вне зависимости от размера инвестиций. Я работал и посещал различные дилершипы, мне называли цифры затрат на закупку оборудования от 50 000 евро до 900 000 евро и НИГДЕ не было всего необходимого для работы, чтобы сделать ее быстро и так, как надо, без импровизаций и ухищрений. Причем это дилершипы, т.е. специализированные заведения. Имейте в виду, что специализация означает меньший круг потенциальных клиентов и потерю постоянных. Например, я специалист по Хонде, но мой верный клиент вдруг решает, что он перерос Хонду и покупает Мерседес. Или решает, что нафига ему платить мне за поддержание его Хонды в отличном состоянии, если тут вон продают новый Рено с гаранией и бесплатным сервисом на три года!
Нынешний потребитель, вдобавок, готов платить лишь в двух случаях: если дешевле всех или за имидж. Так что он едет либо туда, где дешевле всего, либо туда, где "бесплатный" кофе предложенный улыбчивым менеджерком в костюмчике, плазменная панель на стене и игровая площадка для ребенка. Именно это ассоциируется у него с понятием "качество услуг автосервиса" ибо в том, что и как там делают с его машиной, он абсолютно без понятия. Здесь приходит на помощь очень удобное свойство услуг автосервиса: экономия на качестве работ вылезает, как правило, не сразу, а через год-другой-третий, когда уже можно сказать "ну-у-у, это просто у вас уже машина старая, ей же уже пять (семь, десять, пятнадцать) лет, потому и начала ломаться - пора вам уже обновлять машину". Но я-то посмотрев на то как работают в автосервисах (не в самых худших!) в течении всего лишь пяти лет (до того я варился в собственном соку) могу заявить уверенно: даже если владелец сам не приканчивает свою машину недостатком сервиса и манерой эксплуатации, автосервис это исправит - пока починят одно, заложат основу еще для десятка проблем! Даже простейшие операции типа замены масла или починить прокол в шине, редко кто сможет сделать безупречно. А если что-то большое да непривычное, можете считать что приговор машине подписан и приводится в исполнение. Естественный износ автомобиля на самом деле является причиной для небольшого процента проблем.
Не забывайте, что производитель автомобилей крайне заинтересован в том, чтобы их было чинить как можно сложнее и дороже и вовсе не заинтересован в том, чтобы машинки бегали долго по дорогам. С этой стороны помощи не ждите!
Так что ИМЕТЬ автосервис как бизнес, приносящий деньги оказанием услуг населению по ремонту и обслуживанию автомобилей - невыгодно. Заниматься же этим самому и брать за свои услуги деньги... Ну, в общем-то жить можно. Я как-бы не жалуюсь: дом за городом, новые машины, отпуск на вилле у моря каждый год и все это без долгов и кредитов. Но, если бы все те силы, средства, энергию и мысли, которые я потратил на эту работу, я бы пустил на то, чтобы делать деньги, а не "делать что-то полезное и нужное людям" - уже был бы миллионером. Даже если бы просто работал в другой сфере, за зарплату, может не жил бы лучше, но денег точно получал бы больше, имел бы чистые ногти и имидж приличного человека, а не жуликоватой масляной обезьяны.
Меня утешает лишь то, что сорок часов (иногда больше) в неделю я занимаюсь, в основном, любимым хобби и получаю за это деньги. Если бы я вдруг выиграл миллионы в лотерею, в отличие от подавляющего большинства механиков, которые мечтают забыть о своих инструментах как о страшном сне, я бы купил домик, поставил гаражик во дворе с парой подъемников, накупил бы крутого инструмента и ковырялся бы со старыми машинами в свое удовольствие. Это как ЛЕГО, сборные модельки или радиоуправляемые игрушки, только еще интереснее. Сейчас, пусть не в таких условиях, пусть не с такими машинами как хотел бы, но я делаю то же самое: разбираю-собираю моторы, чищу детальки, копошусь в проводах или играюсь с компьютером и осциллографом.
Поэтому, если вы просто ищете бизнес-возможности, куда вложить средства - вложите во что-нибудь другое, заработаете больше и не замараетесь. Если же у вас имеется неподдельный интерес к технике, к решению разнообразных задач и желание работать руками не боясь их испачкать, тогда...
Тогда еще сто раз подумайте, прежде чем связываться с автосервисом.
Еще помусолю тему "опыта" относительно механиков и диагностов. А заодно, кстати, и врачей. Все то же самое, но другими словами, не хотите,не читайте...Опыт, как он понимаем обывателем и ОМ заключается в размере коллекции неисправностей и способов их решений с которыми ОМ сталкивался за всю жизнь. ОМ наблюдал симптомы неисправностей и применяемые методы борьбы с этими симптомами ("заменить MAF", "подкрутить регулировочный винт", "постучать по колесу") и запоминал, а может даже и записывал. Недостаток знаний о принципах работы систем не позволял ОМ вычислить рамки применения накопленной коллекции симптомов и соответственных методов борьбы, но, в полном соответствии с теорией вероятности, шансы угадывания и успешного забарывания проблемы резко повышались если в корреляцию "симптом - метод" ввести условие "на данной марке - модели".
Вот на чем стоит святая вера в могущество специализации по марке. Ибо диагност семи пядей во лбу со знанием принципов, оборудование и банком технической информации относительно редко нужен там, где имеется два - три - пять ОМ с опытом работы с конкретной маркой (а то и вовсе с единственной моделью) в течение двадцати и более лет. Они просто почти все уже видели, почти со всеми проблемами сталкивались, почти все шишки себе (или клиентам) уже набили.
Ту же тему эксплуатируют и многочисленные форумы и клубы поклонников марки только уже "от третьего лица": "а вот я видел как механик на моем 407-ом (Москвиче или Пежо зависит от надписи на титульной странице форума) подключил компьютер и лампочка погасла и с тех пор все ОК - значит и тебе, братан, надо тоже найти механика с тем компьютером". Если данный посыл подкрепляется плюсованием от одного-двух одноклубников, то все: клиент созрел, теперь он сам поедет в сервис и там научит этих жадных тупых обезьян как надо работать.
Справедливости ради, а заодно дабы не обижать чохом всех коллег ограничивающих себя одной маркой, признаю - делать деньги на ремонте одних и тех же машин изо дня в день легче и проще. Рука набита, проблемы на 99% диагностируются на лету, весь специнстумент изготовлен и все процессы отлажены и цены установлены. Со временем, однако, становится скучно, когда-то захватывающая и интересная работа становится однообразной заготовкой капусты.
В чем параллели с врачами-то? Да все то же самое, почти один в один! Есть врачи, которые на набор симптомов выдают одно и то же лекарство на протяжении всего своего стажа работы. Они и не вникают какие механизмы в организме включают именно эти симптомы при конкретном заболевании и как прописанное лекарство воздействует на источник болезни, а также как оно воздействует на здоровые части организма вызывая побочные последствия. А может быть есть уже и другие методы лечения, более точно поражающие болезнь? Фиг там, таким врачам неинтересно да и, скорее всего, непонятно даже, что там пишут в этих медицинских журналах о новых методах. А зачем? Ведь и так всю жизнь лечили и ничего - большая часть пациентов не умерли сразу!
Как ни странно (а впрочем чего странного?) такой врач даже больше по душе пациентам. Ведь он пропишет то же самое лекарство, которое помогало еще бабушке пациента, царство ей небесное! Да еще и поговорит по душам, добрый доктор.
Не то что этот, злобный козел, лекарство сразу не дал, анализами и обследованиями мордует. Ясное дело, ему лишь бы денег с пациента снять, а сам ни хрена не понимает в медицине! Даже на форуме и то все говорят, что надо в таком случае попить эти вон таблетки и все пройдет за три дня.
А вот у меня наоборот недобрый доктор вызывает большее доверие. Я понимаю почему он злой: соработники в клинике почти все недоучки-идиоты, которые сваливают на него то, что сами напороли; пациенты, каждый второй, считают себя умнее его, который десять лет учился и следующие десять не вылезает с конференций, да и дома еще журналы читает, да еще и жалобы строчат. А ставка такая же как и у других, ну разве что за счет совмещения еще набегает чуток сверху. Так что если доктор на меня нагавкал, но вылечил быстро и без последствий - я даю подарок. Деньги. Коньяк и конфеты он и так уже оптом в магазины сдает.
Что отличает ОМ от Диагноста, это то, что Диагност будет каждую связку "симптом - метод ремонта" будет дополнять отсутствующими звеньями: какие системы затронуты? какое отклонение в работе систем вызывает симптомы? почему именно такие симптомы? какие еще признаки неисправности имеются помимо замеченных симптомов? почему неисправность возникла?... И так далее, пока вся картина не уляжется в представление о работе системы в целом. Всякий необьяснимый (необьясненный) эффект или, еще хуже, необясненный метор ремонта ("заменили эту Фигню и все работает, а почему, непонятно?") застревает в мозгу занозой. Эта заноза там сидит и царапает череп изнутри пока не поймешь из-за чего оно так вышло. Пока не понял, но продолжаешь тупо ремонтировать таким же образом - это бесит, даже если каждый раз ремонт получается успешным. И только тогда, когда разберешься что к чему и допрешь - вот тогда наступает кайф от ощущения всемогущества :-).
И это не опыт - это именно накопленное практическое Знание, которого не наберешься из теории и которое не перескажешь другому в отличие от связок "симптом - метод", которые передаются парой-тройкой предложений. Это именно оно, это Знание, через 20 лет работы позволяет подходить к ЛЮБОЙ машине и решать любые проблемы быстрее и лучше Опытного Механика.
Выгодно ли иметь автосервис, в каком виде он наиболее эффективен?
Вообще, что это за формат:
- индивидуальный предприниматель (сам и м.б. помощники)?
- семейное предприятие?
- коммерческое предприятие?
- масштабируемый (сетевой) бизнес?
- «придаток» к шоу-руму (необходимое бремя)?
- что, в текущей ситуации развития рынка?
За счет чего он выгоден?
За счет постоянного потока клиентов и качества (стоимости) услуг?
За счет того, что можно разводить клиента на деньги?
Что «это», например, для владельцев твоего автосервиса – «хобби» (т.к. небольшая прибыль) или обычная компания (со средней доходностью по рынку вообще, не только автомобильному).
Хороший вопрос.
Ответ на него я прочел на одном американском автосервисном форуме и, в принципе, он совпадает с моим собственным мнением: это интересный бизнес, но он никогда не сделает тебя богатым. Что с точки зрения чистого бизнеса звучит как "это плохой бизнес".
Наиболее эффективен он в формате развода лохов на деньги, ибо возможности для этого разнообразны и бесконечны. Чем дальше усложняется техника и чем меньше автопотребитель в ней разбирается, тем проще вешать ему лапшу на уши. Например, значительная часть ремонтов заключается в устранении проблемы "ой, у меня какая-то лампочка на панели горит". Клиент даже не знает что это за лампочка, он не чувствует никаких иных симптомов, но он уже морально готов платить сотни за ремонт. Вынь лампочку, покажи клиенту любую загогулину из мусорного ведра и скажи "Сенсор положения регулятора фазы ЕСП накрылся" - и получи свои несколько сотен прибыли! Рискованно, но выгодно.
Менее эффективна, но зато и менее рискованна наиболее часто используемая схема, когда автосервис является придатком к шоуруму и складу запчастей. Тут прибыль идет на продаже машин (неважно каких) и деталей. На новой машине дилер зарабатывает несколько тысяч. Те же несколько тысяч делаются на продаже наполированного драндулета со скрученным пробегом (это более трудоемко, но зато не требует миллионных вложений в шоурум из стекла и бетона и в какие-то непонятные special tools, ценой в сотни тысяч, которые потом все равно валяются по углам никому не нужные). Наконец хорошие деньги делаются на запчастях, т.к. дилерская скидка на них большая, а с ценой клиент никогда не торгуется (в отличие от цены на работу). Сам по себе же автосервис при таком заведении является неизбежным злом: мастерская под боком позволяет продать больше запчастей "с установкой" и платить за ремонт продаваемых машин не по расценкам автосервиса, а по расценкам зарплат механиков. Впрочем, при удачном раскладе эти зарплаты отбиваются деньгами собранными с иногда заскакивающих клиентов с улицы.
Самая неэффективная схема, это оказывать услуги по ремонту "честно и качественно". Тут надо заметить, что с точки зрения клиента, если механик накрутил сверху на цену детали, которую он купил и привез - это "нечестно". Просит дополнительную оплату за работу сверх того, как было оценено (убил несколько часов на борьбу с закисшим болтом, понадобились дополнительные детали) - "нечестно". Сделал работу быстрее чем думал и оценил, но берет как за полное время - "нечестно". Понятие "качественно" тоже может быть оспорено. Вот я на днях осмотрел одну машинку, дал хозяйке отчет: машинка говно, вкладывать в нее надо немеряно. А другой (как она выразилась "настоящий механик") сказал, что вообще ничего делать не надо. Это при замерзшей воде в системе охлаждения и сморщенном и порванном воздушном фильтре. С точки зрения клиента, кто сделал работу качественнее???
При этом вложения в инструменты, оборудование, информацию - бесконечны. Всегда чего-то не хватит, вне зависимости от размера инвестиций. Я работал и посещал различные дилершипы, мне называли цифры затрат на закупку оборудования от 50 000 евро до 900 000 евро и НИГДЕ не было всего необходимого для работы, чтобы сделать ее быстро и так, как надо, без импровизаций и ухищрений. Причем это дилершипы, т.е. специализированные заведения. Имейте в виду, что специализация означает меньший круг потенциальных клиентов и потерю постоянных. Например, я специалист по Хонде, но мой верный клиент вдруг решает, что он перерос Хонду и покупает Мерседес. Или решает, что нафига ему платить мне за поддержание его Хонды в отличном состоянии, если тут вон продают новый Рено с гаранией и бесплатным сервисом на три года!
Нынешний потребитель, вдобавок, готов платить лишь в двух случаях: если дешевле всех или за имидж. Так что он едет либо туда, где дешевле всего, либо туда, где "бесплатный" кофе предложенный улыбчивым менеджерком в костюмчике, плазменная панель на стене и игровая площадка для ребенка. Именно это ассоциируется у него с понятием "качество услуг автосервиса" ибо в том, что и как там делают с его машиной, он абсолютно без понятия. Здесь приходит на помощь очень удобное свойство услуг автосервиса: экономия на качестве работ вылезает, как правило, не сразу, а через год-другой-третий, когда уже можно сказать "ну-у-у, это просто у вас уже машина старая, ей же уже пять (семь, десять, пятнадцать) лет, потому и начала ломаться - пора вам уже обновлять машину". Но я-то посмотрев на то как работают в автосервисах (не в самых худших!) в течении всего лишь пяти лет (до того я варился в собственном соку) могу заявить уверенно: даже если владелец сам не приканчивает свою машину недостатком сервиса и манерой эксплуатации, автосервис это исправит - пока починят одно, заложат основу еще для десятка проблем! Даже простейшие операции типа замены масла или починить прокол в шине, редко кто сможет сделать безупречно. А если что-то большое да непривычное, можете считать что приговор машине подписан и приводится в исполнение. Естественный износ автомобиля на самом деле является причиной для небольшого процента проблем.
Не забывайте, что производитель автомобилей крайне заинтересован в том, чтобы их было чинить как можно сложнее и дороже и вовсе не заинтересован в том, чтобы машинки бегали долго по дорогам. С этой стороны помощи не ждите!
Так что ИМЕТЬ автосервис как бизнес, приносящий деньги оказанием услуг населению по ремонту и обслуживанию автомобилей - невыгодно. Заниматься же этим самому и брать за свои услуги деньги... Ну, в общем-то жить можно. Я как-бы не жалуюсь: дом за городом, новые машины, отпуск на вилле у моря каждый год и все это без долгов и кредитов. Но, если бы все те силы, средства, энергию и мысли, которые я потратил на эту работу, я бы пустил на то, чтобы делать деньги, а не "делать что-то полезное и нужное людям" - уже был бы миллионером. Даже если бы просто работал в другой сфере, за зарплату, может не жил бы лучше, но денег точно получал бы больше, имел бы чистые ногти и имидж приличного человека, а не жуликоватой масляной обезьяны.
Меня утешает лишь то, что сорок часов (иногда больше) в неделю я занимаюсь, в основном, любимым хобби и получаю за это деньги. Если бы я вдруг выиграл миллионы в лотерею, в отличие от подавляющего большинства механиков, которые мечтают забыть о своих инструментах как о страшном сне, я бы купил домик, поставил гаражик во дворе с парой подъемников, накупил бы крутого инструмента и ковырялся бы со старыми машинами в свое удовольствие. Это как ЛЕГО, сборные модельки или радиоуправляемые игрушки, только еще интереснее. Сейчас, пусть не в таких условиях, пусть не с такими машинами как хотел бы, но я делаю то же самое: разбираю-собираю моторы, чищу детальки, копошусь в проводах или играюсь с компьютером и осциллографом.
Поэтому, если вы просто ищете бизнес-возможности, куда вложить средства - вложите во что-нибудь другое, заработаете больше и не замараетесь. Если же у вас имеется неподдельный интерес к технике, к решению разнообразных задач и желание работать руками не боясь их испачкать, тогда...
Тогда еще сто раз подумайте, прежде чем связываться с автосервисом.
Еще помусолю тему "опыта" относительно механиков и диагностов. А заодно, кстати, и врачей. Все то же самое, но другими словами, не хотите,не читайте...Опыт, как он понимаем обывателем и ОМ заключается в размере коллекции неисправностей и способов их решений с которыми ОМ сталкивался за всю жизнь. ОМ наблюдал симптомы неисправностей и применяемые методы борьбы с этими симптомами ("заменить MAF", "подкрутить регулировочный винт", "постучать по колесу") и запоминал, а может даже и записывал. Недостаток знаний о принципах работы систем не позволял ОМ вычислить рамки применения накопленной коллекции симптомов и соответственных методов борьбы, но, в полном соответствии с теорией вероятности, шансы угадывания и успешного забарывания проблемы резко повышались если в корреляцию "симптом - метод" ввести условие "на данной марке - модели".
Вот на чем стоит святая вера в могущество специализации по марке. Ибо диагност семи пядей во лбу со знанием принципов, оборудование и банком технической информации относительно редко нужен там, где имеется два - три - пять ОМ с опытом работы с конкретной маркой (а то и вовсе с единственной моделью) в течение двадцати и более лет. Они просто почти все уже видели, почти со всеми проблемами сталкивались, почти все шишки себе (или клиентам) уже набили.
Ту же тему эксплуатируют и многочисленные форумы и клубы поклонников марки только уже "от третьего лица": "а вот я видел как механик на моем 407-ом (Москвиче или Пежо зависит от надписи на титульной странице форума) подключил компьютер и лампочка погасла и с тех пор все ОК - значит и тебе, братан, надо тоже найти механика с тем компьютером". Если данный посыл подкрепляется плюсованием от одного-двух одноклубников, то все: клиент созрел, теперь он сам поедет в сервис и там научит этих жадных тупых обезьян как надо работать.
Справедливости ради, а заодно дабы не обижать чохом всех коллег ограничивающих себя одной маркой, признаю - делать деньги на ремонте одних и тех же машин изо дня в день легче и проще. Рука набита, проблемы на 99% диагностируются на лету, весь специнстумент изготовлен и все процессы отлажены и цены установлены. Со временем, однако, становится скучно, когда-то захватывающая и интересная работа становится однообразной заготовкой капусты.
В чем параллели с врачами-то? Да все то же самое, почти один в один! Есть врачи, которые на набор симптомов выдают одно и то же лекарство на протяжении всего своего стажа работы. Они и не вникают какие механизмы в организме включают именно эти симптомы при конкретном заболевании и как прописанное лекарство воздействует на источник болезни, а также как оно воздействует на здоровые части организма вызывая побочные последствия. А может быть есть уже и другие методы лечения, более точно поражающие болезнь? Фиг там, таким врачам неинтересно да и, скорее всего, непонятно даже, что там пишут в этих медицинских журналах о новых методах. А зачем? Ведь и так всю жизнь лечили и ничего - большая часть пациентов не умерли сразу!
Как ни странно (а впрочем чего странного?) такой врач даже больше по душе пациентам. Ведь он пропишет то же самое лекарство, которое помогало еще бабушке пациента, царство ей небесное! Да еще и поговорит по душам, добрый доктор.
Не то что этот, злобный козел, лекарство сразу не дал, анализами и обследованиями мордует. Ясное дело, ему лишь бы денег с пациента снять, а сам ни хрена не понимает в медицине! Даже на форуме и то все говорят, что надо в таком случае попить эти вон таблетки и все пройдет за три дня.
А вот у меня наоборот недобрый доктор вызывает большее доверие. Я понимаю почему он злой: соработники в клинике почти все недоучки-идиоты, которые сваливают на него то, что сами напороли; пациенты, каждый второй, считают себя умнее его, который десять лет учился и следующие десять не вылезает с конференций, да и дома еще журналы читает, да еще и жалобы строчат. А ставка такая же как и у других, ну разве что за счет совмещения еще набегает чуток сверху. Так что если доктор на меня нагавкал, но вылечил быстро и без последствий - я даю подарок. Деньги. Коньяк и конфеты он и так уже оптом в магазины сдает.
Что отличает ОМ от Диагноста, это то, что Диагност будет каждую связку "симптом - метод ремонта" будет дополнять отсутствующими звеньями: какие системы затронуты? какое отклонение в работе систем вызывает симптомы? почему именно такие симптомы? какие еще признаки неисправности имеются помимо замеченных симптомов? почему неисправность возникла?... И так далее, пока вся картина не уляжется в представление о работе системы в целом. Всякий необьяснимый (необьясненный) эффект или, еще хуже, необясненный метор ремонта ("заменили эту Фигню и все работает, а почему, непонятно?") застревает в мозгу занозой. Эта заноза там сидит и царапает череп изнутри пока не поймешь из-за чего оно так вышло. Пока не понял, но продолжаешь тупо ремонтировать таким же образом - это бесит, даже если каждый раз ремонт получается успешным. И только тогда, когда разберешься что к чему и допрешь - вот тогда наступает кайф от ощущения всемогущества :-).
И это не опыт - это именно накопленное практическое Знание, которого не наберешься из теории и которое не перескажешь другому в отличие от связок "симптом - метод", которые передаются парой-тройкой предложений. Это именно оно, это Знание, через 20 лет работы позволяет подходить к ЛЮБОЙ машине и решать любые проблемы быстрее и лучше Опытного Механика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий