Александр Петрович рассказывает:
Комплекс зданий, расположенный на пересечении Дворцовой улицы и Академического переулка и примыкающий к Федоровскому городку, гармонично объединяется в единое целое под названием «Императорский гараж».
Первый автомобиль Николай II купил в 1905 году. Это был французский тройной фаэтон «Делоне-Бельвиль».
К концу 1905 года Императорский Дом насчитывал уже 6 автомобилей, а именно: три роскошных автомобиля «Белоне-Бельвиль» с кузовом «тройной фаэтон» и три лимузина «Мерседес». Вследствие этого появилась острая необходимость в помещениях для хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей.
В 1906 году было возведено первое двухэтажное здание Царскосельского Императорского гаража. Месторасположение гаража было выбрано неслучайно. Рядом располагались Императорский вокзал, казармы собственного Его Величества Императорского конвоя, Федоровский Государевый собор, Федоровский городок и в непосредственной близости - Александровский дворец - любимая резиденция Императора.
Автором проекта был зодчий С.А. Данини, работавший в те годы архитектором Царскосельского дворцового управления. Площадь здания 964,8 кв. м. Фасады здания решены в стиле английских коттеджей.
На первом этаже были устроены по четыре пары ворот с обеих сторон здания, причем, въехавший с одной стороны автомобиль, мог выехать с противоположной. Здесь располагались мастерские, боксы по ремонту двигателей и трансмиссии, всевозможные дополнительные службы, обеспечивающие поддержание царских автомобилей в безукоризненном состоянии. На втором этаже жили служащие гаража.
Буквально одновременно в этом же здании начинает действовать школа шоферов. Курсантов отбирали из наиболее смышленых рекрутов. Они изучали устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, а так же технику управления автомобилями. Не надо забывать, что это было на заре автомобилизма, и, как таковые, правила дорожного движения не только в России, но и во всем мире еще не были введены. Сейчас в автошколах изучают, в основном, правила дорожного движения и вождение автомобиля. А в то время на плечи водителей также ложилась тяжелая и грязная работа по обслуживанию и ремонту своего автомобиля, ведь не зря они назывались «шофферы» («шоффер» от французского – кочегар).
Два года спустя в 1908 было построено второе здание. В этом здании находился гараж-резиденция завгара и личного шофёра Императора Николая II российского гонщика, француза по происхождению, Адольфа Кегресса. Здание построено в стиле модерн, площадь здания 367,6 кв. м., архитектор В.А. Липский. Здание примечательно рельефной композицией на фасаде, изображающей первые автомобильные гонки, проводившиеся в те годы в Царском селе регулярно. В этом же здании размещался гараж-резиденция личного шофера императора и заведующего технической частью гаража Адольфа Кегресса.
Шли годы, автомобилей в Императорском гараже с каждым годом прибавлялось, и к 1912 году их насчитывалось более пятидесяти. Штат гаража насчитывал около восьмидесяти человек. Это были самые лучшие шоферы и специалисты Санкт-Петербурга.
В 1913 году по проекту архитектора А.К. Миняева рядом возводится третье здание - гараж-хранилище императорских автомобилей. Это единый зал-манеж, перекрытый легкими металлическими фермами. В центре пролета возвышается трехслойный стеклянный фонарь верхнего света, придающий силуэту постройки особую остроту. Здание было построено в неоклассическом стиле.
Школа шоферов стала высшей и готовила специалистов широкого профиля, не только для нужд Императорского двора, но и для государственных учреждений и армии. Наибольшее развитие школа получила в годы первой мировой войны. Она готовила шоферов для армии – водителей санитарных машин, броневиков и др.
Адольф Кегресс на Императорском автомобиле "Мерседес»
перед Екатерининским дворцом в Царском Селе.
Просуществовала школа до октября 1917 года.
Как ни странно, не смотря на годы советской власти, войны и перестройки, комплекс сооружений «Императорского гаража» сохранился до наших дней практически в первозданном состоянии.
Большая заслуга в этом Санкт-Петербургского государственного Аграрного университета, которому после Великой отечественной войны эти здания были преданы на баланс. Сейчас в них находятся кафедры охраны труда, сельскохозяйственных машин и военная кафедра.
Большая заслуга в этом Санкт-Петербургского государственного Аграрного университета, которому после Великой отечественной войны эти здания были преданы на баланс. Сейчас в них находятся кафедры охраны труда, сельскохозяйственных машин и военная кафедра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий