Выступление на МНТК
CVT(Continuously Variable Transmission) - автоматическая бесступенчатая коробка передач с электронным управлением, обеспечивает бесконечное количество передаточных чисел, что позволяет постоянно использовать двигатель в наиболее эффективном режиме (Рис. 1), достигать более плавного разгона, меньшего расхода топлива и снижения уровня вредных выбросов, по сравнению с не только механической, но и автоматической коробкой передач.
Рис.1 Топливо-экономическая характеристика CVT и АКПП.
Управление автомобилем с вариатором
более комфортно: на затяжном подъеме и при наборе скорости в автомобиле с
гидромеханической АКПП наблюдаются периодические рывки в моменты перехода на
пониженные диапазоны для повышения крутящего момента двигателя (Рис. 2). С
вариатором CVT частота вращения коленчатого вала остается постоянной, а
вариатор автоматически, изменяет передаточные отношения для поддержания
необходимого уровня крутящего момента двигателя. Потери энергии в трансмиссии с
вариатором также меньше, что обеспечивает лучшую эффективность силового
агрегата и динамику разгона.
Применение:
·
Внешний вид и чертёж JF010E.
Вид шкивов вариатора и ремня, пробег 26 тыс.
км, спокойный стиль вождения.
Основная задача, поставленная производителем CVT -
создание наряду с экономичностью комфортных условий вождения. Обычный режим
эксплуатации вариатора не предусматривают агрессивной
езды, пробуксовки и перегрева.
При эксплуатации автомобиля Dodge Caliber, а
так же в инструкции производителя фирмы Jatco замена рабочей жидкости в течение
всего срока службы (210000
км) не предусмотрена. При этом рекомендована [4] RAVENOL
ATF NS2/J1 Fluid – полностью синтетическая трансмиссионная жидкость зелёного
цвета, изготовленная в Германии, для бесступенчатых автоматических коробок
передач автомобилей клиноременного типа CVTF (Continuously Variable Transmisison
Fluid) на основе полиальфаолефинов PAO с добавлением специального комплекса
присадок и ингибиторов, гарантирующая бесперебойную работу CVT
Cервисное расписание для тяжёлых условий эксплуатации
фирмы Daimler-Chrysler
предписывает замену рабочей жидкости
каждые 100000 км. для
автомобилей эксплуатируемых в следующих условиях:
- при температурах ниже 0*C
- частые запуски и остановки двигателя
- продолжительная работа на холостом ходу (более 20% общего времени
- повышенная запылённость
- короткие поездки на расстояние меньше 16км
- более 50% времени эксплуатации на высоких скоростях или при высокой температуре окружающей среды (выше 32*С)
- частые пуски при Т ниже -18*С
- буксировка прицепа
- коммерческая эксплуатация (такси, полиция, служба доставки, пожарная служба или др.)
- езда по бездорожью или пустыням
- тяжелая загрузка (перегруз)
- частая эксплуатация на высотах более 1525 м над уровнем моря.
- частое движение со скоростью, близкой к максимальной.
Итогом агрессивной езды и тяжёлых условий является
повышенный износ шкивов вариатора (рис. 11).
Рис.
11 Агрессивный стиль, замена ТЖ не проводилась, пробег 80000 км. следы износа на
шкивах и ремне.
Сервисная инструкция фирмы Nissan для автомобилей, с
бензиновыми двигателями без турбонаддува, эксплуатируемых в России (при пробеге
автомобиля менее 30 тыс.км. в год) требует[6] для обычных условий эксплуатации
замену ТЖ через 60000 км.
или четыре года эксплуатации (рис.17), а для тяжёлых через 30 тыс.км. или 2
года эксплуатации.
Для бензиновых двигателей с турбонаддувом при этом
требуется замена ТЖ через каждые 30000 км или 18 месяцев эксплуатации.
Замена ТЖ в автомобилях Nissan c CVT проводится
согласно сервисной инструкции[5]. Замена
внутреннего фильтра (рис. 13), а так же демонтаж поддона и очистка магнитов не
регламентируются производителем.
Рис. 12 Фильтр после пробега 60 тыс.км.
Рис.
13 Расположение фильтра в теплообменнике. Полнопоточный фильтр Mitsubishi 2824A006
В РФ производится замена ТЖ
во время ТО-4, в основном методом частичного слива, либо эту операцию владельцы
выполняют самостоятельно. От выполнения работ в дилерских центрах их удерживает
неоправданно высокая стоимость работ и отсутствие уверенности в надлежащем
качестве их выполнения.
Рис 14. Цвет свежей жидкости и для сравнения цвет отработанной.
При замене рекомендуется
использовать специальную жидкость Nissan CVT fluid NS-2 . Использование других
жидкостей (или смешивание её с другими) приведёт к ухудшению динамических
характеристик и снижению долговечности CVT. Появление сгустков в виде слизи
забивающих фильтр - следствие случайного (или намеренного) долива в систему не
рекомендованной жидкости. Либо
сворачивание присадок (компонентов) при нарушении норм эксплуатации (перегреве,
чрезмерных нагрузках).
Статистические исследования показывают[6],
что после замены ТЖ повсеместно не
производится сброс счётчика старения жидкости вариатора, что необходимо для
корректировки рабочего давления после замены ТЖ. Сброс необходим для возврата
заводских настроек с целью прекращения увеличения давления, необходимого для
компенсации старения жидкости.То есть, при сбросе показаний мы получаем уменьшение давления и возврат к штатному режиму работы вариатора. Изменение показаний в случае ухода вариатора в аварийный режим прописывается в блоке управления CVT. В предаварийном режиме работы вариатора ускоряется процесс старения ТЖ и эта информация отражается на счётчике.
В условиях рядовой эксплуатации выявлены[6] случаи выхода CVT из строя при совсем незначительных пробегах (от 15 тыс.км. при ТО-1 до 60 тыс.км при ТО-4) Причем, причины этих поломок остаются невыясненными. Подавляющее большинство поломок не связано с нарушениями правил эксплуатации или чрезмерными нагрузками. Обращает на себя внимание большая доля выходов CVT из строя вскоре после регламентного обслуживания на СТО. Анализ информации[7] показывает, что в реальных условиях значительная часть CVT не только не выдерживает установленных сроков эксплуатации, но выходит из строя в непрогнозируемое время. Предварительные проверки показывают, что при проведении ТО допускаются ошибки способствующие поломкам.
Заключение.
Представленный
материал доказывает необходимость корректировки интервалов ТО вариатора в
зависимости от условий эксплуатации, и введение дополнительных операций обслуживания.
Необходимо изменение системы охлаждения, увеличение охлаждающей поверхности
радиатора, при эксплуатации, связанной с возможностью перегрева. С другой
стороны в условиях низких температур
необходимо перед началом движения обеспечить интенсивный прогрев жидкости
вариатора минимум до плюс 20 С. Проанализировать, теоретически обосновать и разработать
возможность менять условия перехода вариатора в аварийный режим, для
предотвращения повреждений и последующего дорогостоящего ремонта. Необходимо
вывести на дисплей предупреждения о нештатных режимах работы вариатора, с
расшифровкой кодов ошибок и сообщениями владельцу о корректировки режима
эксплуатации.
Несмотря на
более высокую стоимость и сложность в техническом обслуживании, преимущество в
ближайшем будущем за будет, несомненно, за трансмиссиями типа CVT, которые позволяют сделать
управление автомобилем более комфортным и безопасным, обеспечивая при этом
высокую экономичность и оптимальный выбор режимов движения. Соответственно,
задача их адаптации к условиям движения в Российской Федерации, повышение
долговечности путём совершенствования регламента технического обслуживания,
может рассматриваться, как одна из главных в современном техническом
обслуживании. Так же актуальным является увеличение ремонтопригодности CVT, и переход от полной замены
агрегатов, навязавыемых производителем, к ремонту составных частей, что в свою
очередь повысит рентабельность использования CVT на транспорте и в народном
хозяйстве.
Приложение:
1.Чертёж вариатора JF011E (RE0F10A для европейского рынка)
1.Кожух преобразователя. 2.
Ведомая звёздочка. 3. Цепь. 4. Тормоз заднего хода. 5. Масляный насос. 6. Муфта
переднего хода. 7. Корпус планетарного редуктора. 8. Магистральный шкиф. 9.
Центральный зубчатое колесо. 10. Стальной ремень. 11. Боковой кожух. 12.
Зубчатая передача внутреннего зацепления 13. Шестерня режима паркинг. 14.
Вторичный шкиф. 15. Выходной редуктор. 16. Корпус дифференциала. 17.
Промежуточная шестерня. 18. Понижающая передача. 19. Конический
роликоподшипник. 20. Ведомая (выпускная) шестерня. 21. Ведущая шестерня. 22.
Первичный вал. 23. Гидротрансформатор. 24. Ведущая шестерня дифференциала. 25. Ведомая шестерня дифференциала.
Выдержка
из сервисной инструкции по замене Nissan
CVT fluid NS-2:
1.
Отвернуть сливную
пробку и слить ТЖ (трансмиссионную жидкость) из поддона CVT .
2.
Установить пробку обратно.
3. Использование старой прокладки не допускается.
4. Наполнить ТЖ CVT через трубку измерительного щупа до рекомендованного уровня.
3. Использование старой прокладки не допускается.
4. Наполнить ТЖ CVT через трубку измерительного щупа до рекомендованного уровня.
5.
Провести контрольную поездку. Длительность поездки 10 минут, при Т воздуха
20*С. Нагрев CVT составит за это время от 50 до 80*С.
6. Проверить соответствие уровня в CVT , повторить шаги с 1 по 5 , если жидкость все еще загрязнена.
Внимание, используя жидкость, никогда не смешивайте её с другими.
Использование других жидкостей приведет к ухудшению динамических характеристик, долговечности, может привести к повреждению CVT, которые не распространяются на гарантию. Наполняя CVT жидкостью, проследить, чтобы брызги не попали на нагретые части, такие, как глушитель. Взболтать контейнер с ТЖ перед использованием. Удалить устаревшие данные с помощью Consult III после замены ТЖ.
Nissan cvt ns-2 4l (kle5200004) масло для автомобилей
ниссан, оборудованных гипер cvt последнего поколения. 6. Проверить соответствие уровня в CVT , повторить шаги с 1 по 5 , если жидкость все еще загрязнена.
Внимание, используя жидкость, никогда не смешивайте её с другими.
Использование других жидкостей приведет к ухудшению динамических характеристик, долговечности, может привести к повреждению CVT, которые не распространяются на гарантию. Наполняя CVT жидкостью, проследить, чтобы брызги не попали на нагретые части, такие, как глушитель. Взболтать контейнер с ТЖ перед использованием. Удалить устаревшие данные с помощью Consult III после замены ТЖ.
1.Плотность при 20 с, кг/куб.м; ГОСТ 3900-85; = 870
2.Т вспышки, с; ГОСТ 4333-87; = 160
3.Т потери текучести, с; ГОСТ 20287-91; = -50
Причиной нежелания
автовладельцев менять жидкость в CVT в дилерских центрах можно
считать сложившуюся в ряде СТО практику ограничения возможности видеть ход и
качество производимых работ. Следует отметить, что такая практика является
противозаконной, так как право автовладельца
в любое время проверять ход и
качество выполнения работ закреплено в п. 31 "Правил оказания услуг (выполнения
работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных
средств", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290.
RAVENOL ATF NS2/J1 Fluid это
жидкость CVTF последнего поколения. Жидкость разрабатывалась для коробок
передач CVT производства JATCO. Применение RAVENOL ATF NS2/J1 Fluid
обеспечивает максимальную защиту от износа при любом режиме эксплуатации.
RAVENOL ATF NS2/J1 Fluid является жидкостью зеленого цвета. RAVENOL ATF NS2/J1
Fluid применяется для коробок передач CVT следующих автомобилей: Peugeot 4007,
Citroen C-Crosser, Mitsubishi Outlander, Delica D5, Galant Fortis, RVR, Lancer
1.8 CY0 2007, Nissan X-Trail, Lafesta, Serena, Bluebird Sylphy, Dualis и других
моделях, на которых установлены коробки передач CVT JATCO JF011E (JF010E). При
нормальных условиях эксплуатации не требует замены. Синтетическая
трансмиссионная жидкость RAVENOL ATF NS2/J1 Fluid соответствует следующим
спецификациям: PSA 9735EF; Mitsubishi S0001401; Nissan KLE520000403; Nissan
KLE5200002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий